В процессе торговли, особенно международной, рынки нуждаются в источниках достоверной информации о фактическом завершении сделок: доставки и оплаты товара. При этом постторговые отношения нередко затягиваются на недели, а сборы от оформления документации иногда превышают разумные цифры. Это конечно, сказывается на розничных покупателях, которым и без того продукция достается дороже.

Блокчейн способен решить ряд трудностей в процессе контроля доставки и ее оплаты, объединив при этом такие отрасли:

С помощью новых технологий упрощается факт получения информации достаточной для подтверждения доставки, передачи прав собственности.

Объединение крупных компаний в консорциумы на блокчейне – это тенденции настоящего дня. Такие союзы дополнительно позволяют контролировать условия хранения грузов, их погрузку, прочие этапы, ведущие от продавца к покупателю. Смарт-контракты с помощью транзакций не позволяют реализовываться событиям по «неправильному» сценарию.

Борьба с мошенничеством – важный стимул для внедрения блокчейн

Сегодня на рынке разворачивается сразу несколько групп консорциумов, готовых работать на базе новых технологий, в том числе с распределенным реестром. Так, например, Kynetix объединила 15 крупных субъектов: товарных бирж, банков, прочих. Компания специализируется на почтовых доставках, обслуживании товарно-сырьевых рынков. Разработчики решили пойти на создание консорциума ради поиска возможности основать неоспоримый реестр на блокчейне, который бы был напрямую связан с торговыми транзакциями для обычных потребительских товаров.

Компания привлекла к сотрудничеству ряд платформ, предлагающих услуги на новой технологии. Sentinel используется для успешной записи прав собственности, а также других данных о продукции.  Размах Kynetix не ограничивается розничной торговлей товаров широкого потребления. Компания участвует в блокчейн-цепочках, созданных для продаж алмазов и других предметов роскоши.

Альтернативно этому появляются и новые криптовалюты, выступающие продавцами биткоинов и токенов. При этом они также стремятся к обслуживанию физических товаров. Например, Factom сотрудничает с Serica, специализирующейся на рынке драгоценных металлов. Потребность в инновациях особенно остро почувствовалась, когда возник конфликт между Mercuria и Citibank. Споры дошли до разрешения в суде. Прецедент заключался в том, что медь и алюминий, предположительно находящиеся на складах Китая, оказались дважды заложенными. В деле фигурирует китайский поставщик Dezheng Resources, а также его филиалы. Воспользовавшись поддельными накладными, злоумышленники получили кредиты в китайских и международных банках.

По мнению многих экспертов, внедрение блокчейн защитит компании от подобных видов мошенничества. Поскольку записи распределенного реестра давали бы точные сведения о фактическом состоянии металлов на складе.

В США поддержали изложенные объяснения, по этой и другими причинам, пришли к необходимости классифицировать биткоин, как товар. Это дает надежду на скорейшее развитие блокчейна в товарно-сырьевой сфере.

Логистические решения: кардинальные изменения отрасли

Сфера, объединяющая продавцов, поставщиков и конечных покупателей, улучшенная новой технологией, может развиваться без участия человеческого фактора в ней. Один из готовых вариантов уже тестируется в Финляндии.

Городом для эксперимента стал Коувол. Одна из его фирм получила 2.4 миллиона евро на запуск проекта, созданного для оптимизации процессов поставок с помощью распределенных реестров. Деньги должны пойти на следующее:

К проекту подключены и другие технологии такие, например, интернет вещей. К проекту присоединилась и компания IBM, обеспечивающая безопасность IoT.

На территории самого города Коувола, выбранного за центральный пункт, размещается 200 логистических точек. Еще 500 объектов находятся в приближенной области Кюменлааксо. Все они должны обеспечить транспортное сообщение между ЕС, Россией и Азией.

Для оптимизации цепочек поставок и обеспечения контроля над выполнением условий смарт-контрактов, транспортные контейнеры оснащаются датчиками. Устройства будут подсказывать водителям, куда ехать на первых этапах эксперимента. С переходом на беспилотные проекты, смарт-контракты и вовсе окажутся встроенными в управление автомобилем. В итоге транспортные средства всегда будут ориентированы в нужном направлении. Более того, контейнеры, а точнее их ПО наделено способностью к обучению. Поэтому ошибки пионерных рейсов не станут повторяться. Дополнительно платформа настроена на постоянное улучшение процессов планирования.

Запуск проекта SmartLog состоялся в 2017 году, а говорить о результатах станет возможным через два года. Финансирование взял на себя Европейский союз INTERREG Центральной Балтии, располагающий 115 млн евро на совместные международные проекты для следующих стран: Финляндии, Эстонии, Латвии и Швеции. Но оценки эксперты на порядок выше в прогнозировании финансовых требований для реализации проектов по системе поставок. Достаточное оснащение оборудования необходимым ПО обойдется в 9.9 млрд долларов, если речь идет о расширении деятельности на мировом уровне.

Альтернативные решения этого же направления

Сервис Provenance аналогично предоставляет услуги по отслеживанию продукции на любом из этапов поставок. За основу берутся четыре основных критерия товара:

Сегодня есть несколько способов, как привязать информацию к каждой единице товара/упаковке. Это могут быть штрих-коды на этикетках или чипы ближнего действия. Каждый шаг партии товаров автоматически отображается в цепочке блокчейн. Проверка транзакций позволит видеть все, что происходило с продукцией с момента сбора/изготовления до появления на витрине.

К сторонникам блокчейна для поставки, в том числе контрафактной продукции, примкнул крупный магнат электронной коммерции Alibaba. Компания заручилась поддержкой не менее известных партнеров, например, с PwC, Blackmores и Australia Post. Это помогает обеспечивать качественный контроль над всей цепочкой поставок.

Китайские производители, имеющие ряд альтернативных решений, все-таки не всецело их разделяют. Для некоторых компаний блокчейн остается приоритетной технологией. Dianrong и производителем iPhone Foxconn работают по схожим схемам, изложенным выше, с очень важным дополнением: банк может определять целесообразность финансирования отдельных поставок. Примерна схема выглядит так:

Автоматизация процессов избавляет все стороны, участвующие в них, от технических пауз и издержек.

Авиатранспорт: организация экономных перелетов

Международная ассоциация воздушного транспорта IATA ежегодно имеет миллиардные издержки в процессе взаимодействия со старыми финтехами. Переход на расчет посредством блокчейн-технологий члены ассоциации смогут в целом экономить до 1 млрд долларов в год. Взаиморасчеты внутри платформы будут производиться новой криптовалютой IATA Coin. Курс альткоина привязывается к доллару. Таким образом, достигается экономическая и временная выгода.

Интересно, что участие в разработке блокчейн-платформы для этого проекта принимают российские исследователи криптоэкономики. Один из университетов Перми объединился со швейцарской компанией Lykke. Технология уже запущена между двумя участницами IATA, но их названия пока удерживаются в секрете. Результаты пилотного проекта покажут, какими будут инвестиции в разработку далее.

Если эксперимент подтвердить экономичность и практичность модели, ее планируется масштабировать для использования всеми авиакомпаниями IATA. Это приблизительно 270 организаций, благодаря которым производится обслуживание 80% международных перелетов. Также планируется подключение к системе туристических операторов и пользователей сети.

Блокчейн на таможне

Сегодня для пересечения границы граждане должны иметь официально оформленные документы, подтверждающие возможность вывоза тех или иных товаров. Информация обрабатывается централизовано. Достоверность документов не может быть подтверждена на 100%. Даже, если они не подделаны, не исключается факт вывоза перепроданного товара или других видов мошенничества.

Блокчейн предлагает для таможенных органов децентрализованные механизмы проверки, чьи реестры располагаются в различных географических местах. Проверка доступа к товару и документации предоставляется автоматически, также выполняются расчеты. Коммерческие сделки при этом становятся прозрачнее и безопаснее.

Оцифрованные документы каждого гражданина – это пропуск для регистрации в системе. Далее используются инструментов старых финтехов, например, эскроу-счета. Только в случае с классическим механизмом, речь идет об удержании денежных средств на счету плательщика до подтверждения выполнения действия поставщиком услуг/товаров (других условностей). Тогда, как с таможенной документацией, наоборот. Сначала владелец груза декларирует его. Регистрация считается действительной с момента подачи заявления на сайте. Но разрешение на вывоз/ввоз предоставляется только после осмотра товара, машин соответствующими органами. Таким образом, соглашение по эскроу-счету вступает в силу.

Ну, и конечно, многие эксперты напоминают, что блокчейн внесет ряд серьезных изменений в структуру самой таможни.  Каждая транзакция, прошедшая платформу, оплачивалась бы токенами. Это поможет бороться с коррупцией и снизить расходы на документацию. При этом зарегистрированные операции навсегда останутся в записях блокчейна и будут считаться подтвержденными.