В процессе торговли, особенно международной, рынки нуждаются в источниках достоверной информации о фактическом завершении сделок: доставки и оплаты товара. При этом постторговые отношения нередко затягиваются на недели, а сборы от оформления документации иногда превышают разумные цифры. Это конечно, сказывается на розничных покупателях, которым и без того продукция достается дороже.
Блокчейн способен решить ряд трудностей в процессе контроля доставки и ее оплаты, объединив при этом такие отрасли:
С помощью новых технологий упрощается факт получения информации достаточной для подтверждения доставки, передачи прав собственности.
Объединение крупных компаний в консорциумы на блокчейне – это тенденции настоящего дня. Такие союзы дополнительно позволяют контролировать условия хранения грузов, их погрузку, прочие этапы, ведущие от продавца к покупателю. Смарт-контракты с помощью транзакций не позволяют реализовываться событиям по «неправильному» сценарию.
Сегодня на рынке разворачивается сразу несколько групп консорциумов, готовых работать на базе новых технологий, в том числе с распределенным реестром. Так, например, Kynetix объединила 15 крупных субъектов: товарных бирж, банков, прочих. Компания специализируется на почтовых доставках, обслуживании товарно-сырьевых рынков. Разработчики решили пойти на создание консорциума ради поиска возможности основать неоспоримый реестр на блокчейне, который бы был напрямую связан с торговыми транзакциями для обычных потребительских товаров.
Компания привлекла к сотрудничеству ряд платформ, предлагающих услуги на новой технологии. Sentinel используется для успешной записи прав собственности, а также других данных о продукции. Размах Kynetix не ограничивается розничной торговлей товаров широкого потребления. Компания участвует в блокчейн-цепочках, созданных для продаж алмазов и других предметов роскоши.
Альтернативно этому появляются и новые криптовалюты, выступающие продавцами биткоинов и токенов. При этом они также стремятся к обслуживанию физических товаров. Например, Factom сотрудничает с Serica, специализирующейся на рынке драгоценных металлов. Потребность в инновациях особенно остро почувствовалась, когда возник конфликт между Mercuria и Citibank. Споры дошли до разрешения в суде. Прецедент заключался в том, что медь и алюминий, предположительно находящиеся на складах Китая, оказались дважды заложенными. В деле фигурирует китайский поставщик Dezheng Resources, а также его филиалы. Воспользовавшись поддельными накладными, злоумышленники получили кредиты в китайских и международных банках.
По мнению многих экспертов, внедрение блокчейн защитит компании от подобных видов мошенничества. Поскольку записи распределенного реестра давали бы точные сведения о фактическом состоянии металлов на складе.
В США поддержали изложенные объяснения, по этой и другими причинам, пришли к необходимости классифицировать биткоин, как товар. Это дает надежду на скорейшее развитие блокчейна в товарно-сырьевой сфере.
Сфера, объединяющая продавцов, поставщиков и конечных покупателей, улучшенная новой технологией, может развиваться без участия человеческого фактора в ней. Один из готовых вариантов уже тестируется в Финляндии.
Городом для эксперимента стал Коувол. Одна из его фирм получила 2.4 миллиона евро на запуск проекта, созданного для оптимизации процессов поставок с помощью распределенных реестров. Деньги должны пойти на следующее:
К проекту подключены и другие технологии такие, например, интернет вещей. К проекту присоединилась и компания IBM, обеспечивающая безопасность IoT.
На территории самого города Коувола, выбранного за центральный пункт, размещается 200 логистических точек. Еще 500 объектов находятся в приближенной области Кюменлааксо. Все они должны обеспечить транспортное сообщение между ЕС, Россией и Азией.
Для оптимизации цепочек поставок и обеспечения контроля над выполнением условий смарт-контрактов, транспортные контейнеры оснащаются датчиками. Устройства будут подсказывать водителям, куда ехать на первых этапах эксперимента. С переходом на беспилотные проекты, смарт-контракты и вовсе окажутся встроенными в управление автомобилем. В итоге транспортные средства всегда будут ориентированы в нужном направлении. Более того, контейнеры, а точнее их ПО наделено способностью к обучению. Поэтому ошибки пионерных рейсов не станут повторяться. Дополнительно платформа настроена на постоянное улучшение процессов планирования.
Запуск проекта SmartLog состоялся в 2017 году, а говорить о результатах станет возможным через два года. Финансирование взял на себя Европейский союз INTERREG Центральной Балтии, располагающий 115 млн евро на совместные международные проекты для следующих стран: Финляндии, Эстонии, Латвии и Швеции. Но оценки эксперты на порядок выше в прогнозировании финансовых требований для реализации проектов по системе поставок. Достаточное оснащение оборудования необходимым ПО обойдется в 9.9 млрд долларов, если речь идет о расширении деятельности на мировом уровне.
Сервис Provenance аналогично предоставляет услуги по отслеживанию продукции на любом из этапов поставок. За основу берутся четыре основных критерия товара:
Сегодня есть несколько способов, как привязать информацию к каждой единице товара/упаковке. Это могут быть штрих-коды на этикетках или чипы ближнего действия. Каждый шаг партии товаров автоматически отображается в цепочке блокчейн. Проверка транзакций позволит видеть все, что происходило с продукцией с момента сбора/изготовления до появления на витрине.
К сторонникам блокчейна для поставки, в том числе контрафактной продукции, примкнул крупный магнат электронной коммерции Alibaba. Компания заручилась поддержкой не менее известных партнеров, например, с PwC, Blackmores и Australia Post. Это помогает обеспечивать качественный контроль над всей цепочкой поставок.
Китайские производители, имеющие ряд альтернативных решений, все-таки не всецело их разделяют. Для некоторых компаний блокчейн остается приоритетной технологией. Dianrong и производителем iPhone Foxconn работают по схожим схемам, изложенным выше, с очень важным дополнением: банк может определять целесообразность финансирования отдельных поставок. Примерна схема выглядит так:
Автоматизация процессов избавляет все стороны, участвующие в них, от технических пауз и издержек.
Международная ассоциация воздушного транспорта IATA ежегодно имеет миллиардные издержки в процессе взаимодействия со старыми финтехами. Переход на расчет посредством блокчейн-технологий члены ассоциации смогут в целом экономить до 1 млрд долларов в год. Взаиморасчеты внутри платформы будут производиться новой криптовалютой IATA Coin. Курс альткоина привязывается к доллару. Таким образом, достигается экономическая и временная выгода.
Интересно, что участие в разработке блокчейн-платформы для этого проекта принимают российские исследователи криптоэкономики. Один из университетов Перми объединился со швейцарской компанией Lykke. Технология уже запущена между двумя участницами IATA, но их названия пока удерживаются в секрете. Результаты пилотного проекта покажут, какими будут инвестиции в разработку далее.
Если эксперимент подтвердить экономичность и практичность модели, ее планируется масштабировать для использования всеми авиакомпаниями IATA. Это приблизительно 270 организаций, благодаря которым производится обслуживание 80% международных перелетов. Также планируется подключение к системе туристических операторов и пользователей сети.
Сегодня для пересечения границы граждане должны иметь официально оформленные документы, подтверждающие возможность вывоза тех или иных товаров. Информация обрабатывается централизовано. Достоверность документов не может быть подтверждена на 100%. Даже, если они не подделаны, не исключается факт вывоза перепроданного товара или других видов мошенничества.
Блокчейн предлагает для таможенных органов децентрализованные механизмы проверки, чьи реестры располагаются в различных географических местах. Проверка доступа к товару и документации предоставляется автоматически, также выполняются расчеты. Коммерческие сделки при этом становятся прозрачнее и безопаснее.
Оцифрованные документы каждого гражданина – это пропуск для регистрации в системе. Далее используются инструментов старых финтехов, например, эскроу-счета. Только в случае с классическим механизмом, речь идет об удержании денежных средств на счету плательщика до подтверждения выполнения действия поставщиком услуг/товаров (других условностей). Тогда, как с таможенной документацией, наоборот. Сначала владелец груза декларирует его. Регистрация считается действительной с момента подачи заявления на сайте. Но разрешение на вывоз/ввоз предоставляется только после осмотра товара, машин соответствующими органами. Таким образом, соглашение по эскроу-счету вступает в силу.
Ну, и конечно, многие эксперты напоминают, что блокчейн внесет ряд серьезных изменений в структуру самой таможни. Каждая транзакция, прошедшая платформу, оплачивалась бы токенами. Это поможет бороться с коррупцией и снизить расходы на документацию. При этом зарегистрированные операции навсегда останутся в записях блокчейна и будут считаться подтвержденными.